Погреб ауэрбаха в лейпциге. «Погреб Ауэрбаха» (Auerbachs Keller) — самый известный и один из старейших ресторанов Лейпцига

Погреб Ауэрбаха является одним из самых популярных и известных старинных ресторанов Лейпцига. Он располагается внутри Мэдлер-пассажа. В начале своего существования в 1438 году это было место, где осуществлялась торговля вином. Название выбрано неслучайно, оно связано с саксонским курфюрстом и профессором медицины Генрихом Штромером, который был известен в городе в качестве доктора Ауэрбаха. Он был родом из небольшого города Ауэрбах, расположенного в Верхнем Пфальце.

За свою безупречную службу и преданность доктор получил разрешение от короля на торговлю вином. С самых первых дней существования погребок Ауэрбаха стал очень популярным среди населения Лейпцига, среди завсегдатаев этого заведения был реформатор Мартин Лютер, поэт и мыслитель Иоганн Гёте, которого очень впечатлила история о чернокнижнике Фаусте, проскакавшего на большой бочке верхом по лестнице. Именно поэтому Погреб Ауэрбаха был выбран в качестве места, где разворачивались события первой части всемирно известной трагедии «Фауст» Гёте.

Самая старинная часть ресторана – это Бочковой погреб. Его интерьер спустя столетия совсем не изменился, владельцы этого прекрасного заведения постарались максимально сохранить ту уникальную атмосферу, которая наполняет данное историческое место. В центральной части помещения находится большие старинные бочки из-под вина, для посетителей разыгрывают самое настоящее представление, чтобы история Фауста ожила.

Также в Погребе Ауэрбаха располагаются еще три исторических зала, среди которых зал "Старый Лейпциг" с панорамными росписями города 1870 года, зал Лютера и зал Гёте, где своды украшают готические своды с картинами Андреаса Бретшнайдера, очень живо иллюстрирующие ставшую народной легенду о докторе Фаусте.

В одном из исследований он занял 5-ое место среди самых известных ресторанов мира (после «Хофбройхауса» в Мюнхене, «Caesars Palace» в Лас-Вегасе, отеля «Захер» в Вене и «Хард Рок кафе» в Лос-Анджелесе).

«Погреб Ауэрбаха» расположен в старом центре Лейпцига на Grimmaische Straße внутри крытого торгового комплекса «Пассаж Медлера» всего лишь в нескольких шагах от Рыночной площади .

В ресторане работают несколько небольших исторических залов вместимостью 20-40 человек, места в которых нужно резервировать заранее:

  • Fasskeller («Бочковый погреб»),
  • Lutherzimmer («Зал Лютера»),
  • Goethezimmer («Зал Гёте»),
  • Alt-Leipzig («Старый Лейпциг»),
  • а также построенный в 1913 году Großer Keller («Большой погреб»).

Первые упоминания о торговле вином в этом месте относятся к 1438 году.

Название «Погреб Ауэрбаха» выбрано неслучайно. Оно связано с его первым владельцем - членом городского совета и профессором медицины Генрихом Штромером родом из Ауэрбаха, который был известен в городе как "доктор Ауэрбах". За свою безупречную службу и преданность доктор получил разрешение от саксонского курфюрста на торговлю вином.
С самых первых дней существования погребок Ауэрбаха стал очень популярным среди населения Лейпцига. Среди завсегдатаев этого заведения был реформатор Мартин Лютер .

Своей популярностью «Погреб Ауэрбаха», ставший ещё в XVI в. одним из самых знаменитых винных погребков города, обязан в первую очередь Иоганну Вольфгангу Гёте.
Во время своей учёбы в Лейпциге он частенько заглядывал в «Погреб Ауэрбаха» и слышал древнюю легенду о том, что здесь известный чернокнижник Иоганн Фауст проскакал по лестнице к выходу на улицу верхом на большой бочке, и такое дело не обошлось без помощи дьявола.
Эта история и это место настолько впечатлили Гёте, что «Погреб Ауэрбаха» стал местом действия первой части его трагедии «Фауст».

В центральной части помещения находятся большие старинные бочки из-под вина. Для посетителей разыгрывают самое настоящее представление, чтобы история Фауста ожила.

Eще с XVIII века заведение едва справляется с наплывом посетителей. Свою славу ресторан, который устроен под землей, в погребе, эксплуатирует вовсю: перед входом установлены скульптуры Мефистофеля и Фауста.


Наземная часть заведения - это "Mephisto Bar", а готические интерьеры заведения лишь напоминают мрачноватую атмосферу трагедии Гёте.

Осенью этого года мы с группой туристов посетили Лейпциг,один из красивых городов Германии, «маленький Париж»,по признанию Гете.Прошлись по их главной пешеходной улице Гриммайше Штрассе,украшенной великолепнми зданиями и художественно оформленными просторными пассажами.И вот в одном из таких пассажей,известном как «Пассаж Медлера»,нас познакомили с «Погребом Ауэрбаха».Рассказ об этом погребке настолько впечатлил меня,что я решил познакомить вас с его историей.

«Погреб Ауэрбаха» (нем. Auerbachs Keller ) - самый известный и один из самых древних ресторанов Лейпцига . Своё современное название ресторан получил по имени своего владельца, члена городского совета и профессора медицины доктора Генриха Штромера родом из Ауэрбаха в Верхнем Пфальце , который был известен в Лейпциге просто как «доктор Ауэрбах».

Своей популярностью «Погреб Ауэрбаха», ставший ещё в XVI в. одним из самых знаменитых винных погребков города, обязан в первую очередь Иоганну Вольфгангу Гёте . Во время своей учёбы в Лейпциге в -1768 годах он частенько заглядывал в «Погреб Ауэрбаха» и слышал древнюю легенду о том, что здесь известный чернокнижник Иоганн Фауст проскакал по лестнице к выходу на улицу верхом на большой бочке, и такое дело не обошлось без помощи дьявола. Эта история и это место настолько впечатлили Гёте, что «Погреб Ауэрбаха» стал местом действия первой части его трагедии «Фауст» .

Пассаж Медлера,слева и справа у входа в погреб скульптурные группы сцен из "Фауста"

В погребе работают четыре небольших исторических зала вместимостью 20-40 человек, 1.«Зал Гёте»Этот банкетный зал с готическими сводами назван так в честь, наверное, самого именитого гостя «Погребка Ауэрбаха», великого поэта Гёте. Как в своем известном произведении «Фауст», так и в многочисленных письмах поэт не раз упоминает наш ресторан, который он часто посещал и любил. Нераскрытым секретом останется то место, тот столик, за которым имел обыкновение сидеть Гёте. Поэтому каждый гость, который занимает место в погребке, может считать, что именно он сидит на облюбованном когда-то самим великим поэтом месте. Многочисленные картины и документы, вывешенные на стенах этого зала, напоминают и сегодняшнему посетителю о поэте и других известных личностях, которые захаживали в погребок

2. «Зал Лютера»Помимо Гёте частым гостем "Погребка Ауэрбаха" был Лютер, поэтому в его честь также назван один из залов нашего ресторана. Основатель и первый владелец ресторана «Погребок Ауэрбаха», Генрих Штромер родом из Ауэрбаха, считался в 16 веке одним из самых образованных и просвещенных жителей Лейпцига. Неугодный церкви, но одновременно уважаемый культурным сообществом реформатор Мартин Лютер из Виттенберга был другом Штромера. Лютер был вынужден скрываться от своих врагов в надежных местах; в Лейпциге таким надежным местом был дом Ауэрбаха.

3. Зал «Старый Лейпциг» - а также

4. «Бочковый погреб».

Благодаря упоминанию бочкового погреба в классическом произведении Гёте «Фауст» можно смело утверждать, что он является самым известным салоном для гостей в Германии.

Этот погребок и сегодня выглядит именно так, как целые поколения посетителей его видели ещё много лет до великого Гёте или после него. Переведённые в 1912-1914 гг. на настенные

панели картины позволяют нам и

сегодня почувствовать уникальную атмосферу этого исторического места. Вместо люстры на потолке можно лицезреть выполненную из одного куска дерева огромную скульптуру с изображением полёта верхом на бочке. В полном соответствии с дошедшей до наших дней легендой, огромная старинная бочка для вина является частью интерьера этого помещения. Легенда гласит, что маг и волшебник Йоганн Фауст вылетел из этого погребка верхом на похожей винной бочке.

Позднее, был построен зал «Большой погреб». В Большом зале погребка, который возник в 1912-1914 годах во время строительства пассажа Медлера, посетителям ресторана предлагаются, прежде всего, простые сытные типичные блюда саксонской кухни и закуски к пиву.

«Миски на стол» - таков девиз этого зала по выходным и в праздничные дни, ибо в это время в ресторане можно отведать по доступным ценам блюда сытной «домашней» кухни для всей семьи, для приготовления которых дома часто просто не хватает времени.

Так что,когда будете в Лейпциге,не проходите мимо этого погреба.

Компания гуляк.

Никто не пьет! И смеха нет ни в ком!

Эх, проучить бы вас за эти рожи!

Сегодня вы - что мокрые рогожи.

А ведь могли б быть парни с огоньком!

Ты виноват - кого ж винить другого?

Ни глупостей, ни свинства никакого!

(выливая ему на голову стакан вина)


Так получи сполна!

Свиньёй свинья!

Ты сам просил - исполнил я.


Кто ссорится, тех вон! Их нам не нужно.

Знай пойте, пейте да ревите дружно:

"Гоп, голла, го!"

Альтмайер


Пропали мы, беда!

Где вата? Уши мне он раздерёт! Ужасно!


Когда трясутся своды, лишь тогда

Вся сила баса чувствуется ясно!

Идёт! А кто перечит, тех - за дверь!

Га, тра-ла-ла-ла-ла!

Альтмайер


Га, тра-ла-ла-ла-ла!

Ну, глотки все настроены теперь!



Святой, высокий римский трон,

Как до сих пор не рухнет он?

Дрянная песня, тьфу, политикой звучит!

Создателя благодарите смело,

Что римский трон блюсти - не ваше дело!

Конечно, уж судьба ко мне благоволит,

Что быть мне канцлером иль князем не велит.

Но старшину иметь не худо и меж нами:

Так изберем мы папу сами.

Известно вам, какой чертой

Решается избранье в сан святой?

Взвейся, подымися к небу, соловей,

Сто раз поклонися милой ты моей!


Поклона милой нет - и чтоб о том ни слова!

Поклон и поцелуй - стою на этом снова!



Прочь замОк! - в тиши ночной -

Прочь замОк! - ждёт милый твой;

Щёлк замОк! - горит восток.


Ну, ладно, величай да песни в честь ей пой!

Тебя же осмеют, а никого другого:

Как провела меня, так проведёт любого.

Пускай с ней встретится влюблённый домовой,

На перекрёстке пусть ей отведёт он очи!

Пусть в полночь с Блоксберга несущийся домой

Проблеет ей козёл спокойной ночи!

Чтоб парень спину гнул пред ней,-

Нет, много чести будет ей!

Повыбить окна ей - вот это

Я одобряю для привета!

(ударяя кулаком по столу)


Молчать! Молчать! Послушайте меня!

Я, как известно, жить умею!

Ведь здесь влюбленных целая семья -

И всем доставить по порядку я

Им кое-что приятное имею.

На новый песенка покрой:

Вы петь припев должны за мной!



Раз крыса в погребе жила,

Все ела жир да сало;

Как доктор Лютер, завела

Брюшко и бед не знала.

Но повар яду ей подлил -

И крысе белый свет постыл:

Ужель она влюбилась?



Ужель она влюбилась?

Бежит назад, бежит вперёд,

Везде грызёт и гложет;

Во всякой грязной луже пьет,

А боль унять не может.

Бедняга скачет там и тут,

Но скоро ей пришёл капут:

Ужель она влюбилась?


Ужель она влюбилась?

Средь бела дня она в пылу

Вбежала в кухню, села

В предсмертных корчах на полу

И жалобно пыхтела.

А повар злой, смеясь, твердит:

"Ага! со всех концов свистит -

Ужель она влюбилась?"


Ужель она влюбилась?


Вишь, умники! Нашли себе отраду!

Как будто нет и подвига славней,

Чем дать бедняжке крысе яду!

Давно ли крысы в милости твоей?

Альтмайер


Эх ты, пузан с башкою лысой!

В несчастье тих и кроток он:

Сравнил себя с распухшей крысой -

И полным сходством поражён.

Входят Фауст и Мефистофель.


Мефистофель



Тебя ввожу я с первого же шага

В весёлый круг. Вот буйная ватага:

Взгляни, как жить возможно без забот!

Для них - что день, то праздник настаёт.

С плохим умом, с большим весельем, в мире

Ребята скачут в танце круговом,

Точь-в-точь котята за хвостом.

Им только б был кредит в трактире

Да не трещала б голова, -

Так все на свете трын-трава!

Душа моя приезжих сразу чует:

В них по манерам я чужих узнал сейчас;

Они и двух часов не пробыли у нас.

Ты прав! Ни перед кем наш Лейпциг не спасует:

Как маленький Париж, он свой народ шлифует.


Ты их откуда же считаешь, из каких?

Уж предоставьте мне! Я только им поставлю

Бутылочку винца, так без труда я их

Всю подноготную поведать нам заставлю.

Они, должно быть, не простые, брат:

Недаром зло и гордо так глядят.

Знать, шарлатаны, чёрт их подери!

Альтмайер


Должно быть, так.

Так надо к ним придраться.

Мефистофель



Народец! Чёрт меж них, а им не догадаться:

Хоть прямо их за шиворот бери.

Поклон вам, господа!


Спасибо за поклон.


(Взглянув искоса на Мефистофеля, в сторону.)


Но отчего прихрамывает он?

Мефистофель


Присесть к столу прошу я позволенья.

Хорошего вина здесь получить нельзя,

Так мы найдем в беседе наслажденье.

Альтмайер


Вы избалованы порядком, вижу я.

Вы в Риппахе вчера, должно быть, ночевали?

Поужинали вы у Ганса-дурачка?

Мефистофель


Нет, нынче мы пришли издалека,

Но прошлый раз мы долго с ним болтали,

Нам говорил он много о родне:

Ей снесть поклон приказывал он мне.


(Кланяется Фрошу.)

Альтмайер



Что, съел?


Да, это парень не простой.

Ещё его поддену я, постой!

Мефистофель


Входя сюда, мы слышали сейчас,

Как стройно вы здесь хором песни пели.

Хорош высокий свод для этой цели.

Вы, верно, сами музыкант?

Мефистофель


Охота есть, да невелик талант.

Альтмайер


Что ж, спойте песню нам.

Мефистофель


Хоть сто, когда хотите.


С условием одним: что новую дадите.

Мефистофель


О да! В Испании мы были, а она -

Известно - родина и песни и вина!



Жил-был король когда-то,

Имел блоху-дружка...

Вы слышите - блоху! Понятно ли для вас?

Блоха - вот славный гость у нас!

Мефистофель



Жил-был король когда-то,

Имел блоху-дружка;

Берёг блоху, как злато,

Лелеял, как сынка.

Вот шлёт король к портному, -

Портной пришёл сейчас.

"Сшей плащ дружку родному

Да брюки в самый раз".

Да вы бы подтвердить портному не забыли,

Чтобы с бедняжки снял он мерку поверней

И чтоб, коль дорожит он головой своей,

Без складок и морщин штанишки сшиты были!

Мефистофель



И в шёлк и в бархат чудный

Блоха наряжена

И носит крест нагрудный,

На ленте ордена.

Блоха министром стала.

Блестит на ней звезда!

Родня её попала

В большие господа.

Блоха, дав волю гневу,

Всех жалит с этих пор:

Вельмож, и королеву,

И фрейлин, и весь двор.

Никто не смей чесаться,

Хоть жалит всех наглец!

А мы - посмей кусаться,-

Прищёлкнем - и конец!



А мы - посмей кусаться, -

Прищёлкнем - и конец!

Bis, bravo, bis! Что за припев лихой!


Да будет так со всякою блохой!

На ноготь лишь её - и нет блохе исхода.

Альтмайер


Да здравствует вино! Да здравствует свобода!

Мефистофель


Я в честь свободы рад бы выпить сам,

Когда бы вин получше дали нам.


Опять! Не нравится нам речь такого рода!

Мефистофель


Хозяина боюсь обидеть я,

А то бы мы гостям почтенным удружили:

Свой погреб мы бы вам охотно предложили.


Сюда его, сюда! Беру всё на себя!

Что ж, выпить мы не прочь. Смотрите только, чтобы

Не слишком мелки были ваши пробы:

Мне, чтоб о винах правильно судить,

Немало надо в глотку пропустить.


Альтмайер



А! Гости с Рейна перед нами!

Мефистофель


Достаньте мне бурав.

На что бурав-то вам?

У вас не бочка за дверями?

Альтмайер


Вон ящик на столе: бурав найдётся там.

Мефистофель


(взяв бурав, Фрошу)


Какого же вина отведать вам угодно?

Что за вопрос! Иль много их у вас?

Мефистофель


Чего желает кто, всяк выбирай свободно.

Альтмайер



А ты уж губы стал облизывать сейчас!

Что ж, если так, рейнвейну наливайте:

Я предпочту всему отечества дары.

Мефистофель


(буравя край стола перед Фрошем)


Нельзя ли воску для дыры?

Альтмайер


Ах, это фокусы! Вы нас не надувайте!

Мефистофель


(Брандеру)


Шампанское вино!

Чтоб било в потолок оно!


Мефистофель буравит; один из гостей сделал тем временем

восковые пробки и затыкает отверстия.


Я не боюсь чужого дара,

И вдалеке добро бывает рождено;

Хоть немцу кровному француз совсем не пара,

Но с радостью мы пьём французское вино.


(видя, что Мефистофель приближается к нему)


Я кислых вин, признаться, не любитель.

Чего-нибудь послаще не дадите ль?

Мефистофель


(буравит)


Токайского предложим вам тогда.

Альтмайер


Нет, нет! Взгляните-ка в глаза мне, господа:

Я вижу, вы смеётесь лишь над нами.

Мефистофель


Ай-ай, как смеем мы! С такими господами

Опасно было бы шутить.

Ну, поскорей решайте сами,

Каким вином могу служить?

Альтмайер


Любым, чтоб слов не тратить с вами.


Все отверстия провёрнуты и заткнуты восковыми пробками.

Мефистофель


(делая странные жесты)


Нам виноград лоза дала;

На лбу рога есть у козла;

Вино на древе рождено;

Стол деревянный даст вино.

В природу вникните верней:

Поверьте, чудо скрыто в ней!

Ну, пробки прочь - и пейте живо!


(вынимают пробки; требуемое вино льётся в стаканы)


О чудный ключ! Какое диво!

Мефистофель


Но берегись, ни капли не пролей!


Они пьют еще раз.



По-каннибальски любо нам,

Как будто пятистам свиньям!

Мефистофель


Народ свободен стал: любуйтесь на него!

Мне кажется, что нам пора бы удалиться.

Мефистофель


Постой, должно ещё всё их скотство

Во всей красе пред нами проявиться.


Зибель пьёт неосторожно, вино льется на землю и вспыхивает.


Огонь! Спасите! Ад! Мы все сгорим сейчас!

Мефистофель


(заговаривая огонь)


Смирись мне, верная стихия!



Огонь чистилища был тих на этот раз.


Что это? Берегись! За шуточки такие

Ответить можешь ты! Не знаешь, видно, нас!

Посмей-ка повторить дурачество такое!

Альтмайер


Пусть убирается, оставив нас в покое.


Нет, как вы смели? Как вам в ум взбрело

Творить здесь фокусы? Что это за игрушки?

Мефистофель


Цыц, бочка!



Сам ты помело!

Ты хочешь, чтоб до кулаков дошло?

Смотри! Дождёмся колотушек!


Альтмайер вынимает пробку из стола; ему в лицо бьёт огонь.

Альтмайер


Пожар! Горю!


Да это колдовство!

За голову его награда! Режь его!


Вынимают ножи и бросаются на Мефистофеля.

Мефистофель


(с важным видом)


Ум, смутися по словам!

Ложный вид предстань очам!

Будьте здесь и будьте там!


Все останавливаются, в изумлении глядя друг на друга.

Альтмайер


Где я и что со мной? Ах, что за сад прелестный!

Что вижу я? Лоза!


И виноград чудесный!

Взгляните, что за куст густой!

И что за гроздья! Боже мой!


Брандер хватает Зибеля за нос. Другие делают то же и поднимают ножи.

Мефистофель


(пo-прежнему)


Спади с очей, повязка заблужденья!

И помните, как дьявол пошутил!


(Исчезает с Фаустом.)


Приятели выпускают друг друга.


Альтмайер


Так это нос твой был?

А я за твой схватился? Наважденье!

Альтмайер


Каков удар! Всего меня потряс!

Подайте стул - я упаду сейчас.

Но что же было тут, я спрашиваю вас?


Где этот молодец? Ну, встреться в одиночку

Мне где-нибудь, так жив не будет он!

Альтмайер


Я видел сам, как он вскочил на бочку

И вмиг на ней верхом умчался вон.

В ногах свинец: со мной недоброе творится.


(Оборачиваясь к столу.)


Я думаю, вино могло б ещё политься?


Все было тут обман, предательство и ложь.

А тем не менее мне кажется, что всё ж

Я пил вино.

А как же гроздья эти?

Альтмайер


Пусть говорят теперь, что нет чудес на свете!

Погребок Ауэрбаха – заведение для торговли вином, основанное в 1525 году врачом Генрихом Штромером. Погребок завоевал широкую известность благодаря своим известным посетителям – личному другу доктора Штромера, реформатору церкви Мартину Лютеру и немецкому поэту Гёте, автору "Мефистофеля". Сам погребок Ауэрбаха описан в трагедии Гёте как место, где главные герои отмечают сделку и где происходит полет на бочке.

Сейчас сцены, принесшие известность заведению, увековечены в его залах. Перед зданием погребка можно увидеть скульптуру Фауста и Мефистофеля, присутствует в помещении и бочка, похожая на описанную в трагедии. Кроме того, в погребке Ауэрбаха можно увидеть множество картин, гравюр, исторических документов, рассказывающих о поэте и героях его произведений. Один из зaлов назван в честь Мартина Лютера. Современный погребок сохранил свою историческую специализацию, но изменил формат торговли. Теперь это фешенебельный ресторан с богатыми интерьерами и запасами дорогих вин, сберегаемых в бочках.

Погребок Ауэрбаха на карте

Тип: Исторические ценности (замок, дворец, руины, и т.п.) Адрес: Grimmaische Straße 2-4, 04109 Leipzig, Deutschland. Время работы: Большой зал работает ежедневно 11.30-24.00, исторические залы в понедельник-субботу 18.00-24.00. Стоимость: в Большом зале основные блюда - 11-23 €, меню с фиксированной ценой - 20-37 €, в исторических залах основные блюда - 27-31 €, меню с фиксированной ценой - 34-40 €. Как добраться: ехать трамваем №9 до остановки Thomaskirche. Сайт.